выступление на семинаре преподавателей-организаторов ОБЖ
Тема: Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во
внеурочной деятельности.
Учитель
ОБЖ: Марянин Е.А. 2007г
Оглавление
Введение.
1. Основная часть.
1)Организация и
руководство военно-патриотическим воспитани ем в
школе.
2)Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе.
3) Работа по военно-патриотическому
воспитанию учащихся во внеурочное и внешкольное время.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных
задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит
подготовка молодых людей страны к службе в
Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого
чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите
Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В
условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического
сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и
падения престижа военной службы. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к
добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как
неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять
лишь во избежание уголовной ответственности.
Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам,
воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.
Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?
Это должен быть высокообразованный,
физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.
Задача военно-патриотического
воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело
заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1) Организация и
руководство военно-патриотическим воспитанием в школе.
Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив
школы должен твёрдо знать основные задачи по
военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:
оУчастие в реализации государственной
политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и
молодёжи оВоспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения
верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите. оИзучение истории и культуры Отечества и
родного края. оУчастие в подготовке и проведении
мероприятий по увековеченью памяти защитников
Отечества.
о Передача и развитие лучших традиций
российского воинства. оПротиводействие проявлениям политического и
религиозного экстремизма в молодёжной
среде.
оФизическое развитие учащихся,
формирование здорового образа жизни. оУчастие в подготовке учащихся к военной службе.
Исходя из этих задач и составляется годовой школьный план по проведению
мероприятий военно-патриотического воспитания.
Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому
воспитанию в школе
обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием, и при составлении плана работать необходимо в тесном
взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры , классными
руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного
комиссариата.
Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнение плана
осуществляется всем педагогическим коллективом.
2) Военно-патриотическое воспитание в
учебном процессе.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в
процессе обучения.
Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако
предмет ОБЖ способен
существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это
сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного
воспитания практически нечего нет, а для воспитания граждан-патриотов,
способных быть защитником Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное
воздействие на ученика в сфере среднего образования.
Обучение
молодёжи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического
сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ - подготовка физически и
нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в
изменяющемся мире.
На занятиях по" Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся
знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей
солдата, познают особенности
службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины.
Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовки.
Изучение военной присяги помогает
раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую
обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников
Родины .
Занятия по огневой подготовке дают
возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед
иностранным.
Изучение
вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и
бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а
также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения
пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым,
полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся
оценить свою подготовку к защите Родины.
Главной задачей военно-патриотического воспитание является то, что по
каждой теме необходимо привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях,
при ведении
боевых действий, использовать на уроках примеры героического прошлого нашей армии и
воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам, растить
гражданина - патриота.
Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с
военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Уже в младших классах
учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот»,
«Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах
становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень,
улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только
военной профессии, но и гражданской.
3) Военно-патриотическая работа с учащимися во
внеурочное и внешкольное время.
Реализация военно-патриотического воспитания осуществляется через
внеклассное
мероприятия.
Как показывает опыт, успех военно-патриотической работы, прежде всего,
зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной
направленности мероприятий. Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных
форм и методов военно-патриотической работы во внеурочное время.
На мероприятиях ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города.
Организуются встречи с ветеранами воин и труда, работниками силовых структур,
знакомятся с жизнью воинских подразделений.
Военная подготовка
осуществляется на военно-спортивных соревнованиях.
Физическое развитие направленно на формирование стойкого убеждения, что
здоровье
человека-это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия,
посвящённые физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований и
туристических походов.
Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и
общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха,
посещение музеев, кинотеатров.
По-этому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании
большое
влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.
В нашей школе проводилась внеурочная работа по военно-патриотическому
воспитанию.
Работала лекторская группа по теме:
«Сороковые, роковые».
Классные руководители проводили классные часы: «Бойцы вспоминают минувшие
дни» или «знаешь ли ты героев своего города».
Были организованны: спортивный вечер «Я - будущий защитник Отечества»; встреча с военнослужащими. Проводилась
акция «ветеран живёт рядом»
Команды нашей школы занимали призовые места на соревнованиях «по
полевой стрельбе»,
туризму и т.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего
педагогического коллектива
школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный
итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник
Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений
россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.