Как помочь школьному педагогу стать «современным
учителем».
Марянин Е.А. – председатель
Совета Ассоциациимолодых педагогов
Спасского района.
Какого учителяможно считатьистинным профессионалом? Того, кто глубоко, владеет знаниемпреподаваемой науки? Да! Но почему так частоне могут состояться в качестве школьного
учителя люди, наделенные самыми высокими степенями и звеньями? Может быть, учитель –
профессионалэто тот, кто умеет
методично и строго добиваться от учеников немедленногои точного исполнения всехпредписанныхправил и требований? Если так, тогдапочему именно таких учителей чащевсегонаграждаютнедобрыми прозвищами и кличками?
Какими же качествами, знаниями,
умениями, навыками должен обладатьшкольный учитель, чтобы бытьмастером педагогического труда?
В одной из своих статей Л.Н.Толстой
писал, что современным делает учителясочетаниелюбви к детям спрофессиональными знаниями и увлеченнойпедагогическойдеятельностью. такомуучителю свойственно стремление кпостоянному профессиональному росту,
личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня.
Именно о таком учителе мечтаеткаждая школа, именно таким должен быть каждый
молодой педагог.
Сегодня каждое учебноеучреждениеборется за ученика. Родителям и ученикам предоставлены широкиеправа - образовательного выбора. И они придут
туда, где им будет комфортно, гдеони
будут получать максимальные знания без физическихи психическихперегрузок. А это в первую очередь зависит от уровня профессионализма
учителей, работающих в школе, отсамой
личности учителя.
Каким же должен быть современныйучитель? Конечно же, профессионаломлюбящим детей и в совершенстве владеющим
психолого-педагогическиммастерством.
Ему присущиинновационный стильмышления и высокийморально-духовный облик, гражданская
ответственность и социальная активность, хорошая социальная адаптация. Он
уделяет значительное вниманиесвоему
физическому и психическомуздоровью,
постоянно испытываетпотребность в
самообразовании, в необходимости применять новые современныепедагогические технологии.
Итак, главнойфигурой вобразовательной системе являетсяпреподаватель с его культурным уровнем, физическим, психическим и
нравственным здоровьем, творческимпотенциалом.
Мы осознаем, что с изменением
общественных отношений должныпроизойти
и существенные измененияв системеобразования. Школа должна статьважнейшимфактором формирования и становления личностив быстро меняющемся мире, что начавшаясямодернизация образования невозможнабез участия энергичных молодых педагогов. Мы
убеждены в том, что решить проблему повышения качества образования можнотолько путем подготовки и формирования
педагогического корпуса,соответствующего запросам современной жизни. Нонас, молодых, огорчает то, что в последние
годы резко упал престиж учительской профессии и прежде всего из-занизкого уровняоплаты труда. Молодые педагоги оказались за
чертой бедности. Заработная плата начинающего учителя нижепрожиточного уровня. Нам оченьтрудно создать семью, обеспечить ребенка,
приобрести жилье.
Так вот что же получается? Молодой
педагог, полный желания бытьмастером
своего дела, ввиду сложившихся обстоятельств вынужден заниматься толькооказанием«образовательных» услуг, отодвигая назадний плансаморазвитие,
обеспечение, высокое качественное образование. А все потому, чтоон угнетен трудностями повседневной жизни.
Молодой педагог вынужден заниматься решением задач функционирования и
выживания.
В начале трудовой деятельности молодой
педагог чувствует себя полным сил, физически и моральноздоровым. И очень бы хотелось, чтобы наше
обществопоставило главной своейзадачей – сохранить профессиональное долголетие
учителей. Проблема психологической адаптации молодых педагогов, усугубляющаяся
в последние годыматериальными
трудностями и социальнойнапряженностью
в обществе, должнаразрешаться
своевременно.
всем известно, что по степени
напряженности нагрузка педагога намногобольше, чем у руководителейпромышленных предприятий. Но почему никто не учит учителей вдержке,
самообладанию, умению сохранять профессиональную форму? Почему никого не
заставитволноваться низкая статусность
педагогической профессии, финансовые трудности, материальное положение? Почему
молодой педагог должен в одиночку решать свои бытовые проблемы?
Счастливчеловек, который утром с радостью идет на
работу, а вечеромс радостью
возвращается домой. Надо лиговорить,
какое важное место в жизни каждого из нас занимаетпрофессиональная деятельность. В ней –
источник достоинства, возможность реализоватьсвои разнообразные способности, личностныйпотенциал, она даетширокийкруг общения. Между темс
сожалением приходится говоритьо том,
что достаточно большое количество педагогов испытывает неудовлетворенностьсвоей деятельностью, в которой нередко
преобладаютнегативные эмоции,накапливаются раздражение и горечь, нарастает
физическая и эмоциональная усталость.
Не секрет, чтомолодых педагогов сейчасволнуют трудности самораскрытия в учительской
среде и неудовлетворенность работой, все возможные проверки и недостаточная
моральная поддержка со стороны администрации способствует росту тревожности у
молодых педагогов, чтов свою очередь,
отрицательно сказывается на профессионализме педагога.
Напряженный ритм жизни частоведет педагогов к повышенному напряжению,
неумению расслабляться, выходить изстрессового состояния, обретать психическоеравновесие. И повезет тому молодому педагогу,
которому будет оказана своевременная методическая помощь, позволяющая
стимулироватьтворческую поисковую
деятельность, у кого рядом окажется опытныйпедагог, желающий передать свои знанияи опыт, помогающий молодомуспециалистуадаптироваться к
новой роли, к школе, к ее традициям. Задача опытного педагога - оказать
поддержку начинающемуучителю в
выявлении его собственнойиндивидуальности и в определенииприоритетных педагогическихценностей, вызывая тем самым не только готовность молодого педагога грамотно и
качественно делать своедело, но и
желание уметь делать егопо-своему,
оригинально, со вкусом, творчески.
От того, как молодой педагог сможет
адаптироваться в коллективе зависити
его желание быть профессионалом, мастером своего дела.А профессиональное мастерство – это поиск
своего пути, обретение собственного голоса.
Собственная индивидуальность – это не
толькопризнак профессиональной
зрелости, но и условиепрофессиональной
жизнеспособности учителя.
Личность проявляется в индивидуальномспособе самовыражения. И нам, молодым,
необходимо искать свой неповторимый почерк, собственные решения проблем.
И хотелось бы, чтоб на путирешения этих проблем, мы постоянно
чувствовалиподдержку и помощь общества,
как в лице опытных педагогов, так и в лице администрации школы.